Последнее обновление: 20.09.2011 в 10:46 дп
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

Стоимость обучения

Калькулятор инвестиций на подготовительный год, визу и обучение в Гимназию
29 Июль 2011

Невероятная Чехия: Седлецкая костница – извращённая фантазия или талант художника?

По обыкновению, для украшения христианских святилищ используется мрамор, дерево, гипс, алебастр, золото. Но кто бы мог подумать, что человеческие кости могу стать столь подходящим материалом для создания роскошного убранства небольшой провинциальной часовни?!
Седлец – небольшое чешское местечко, фактически являющееся окраиной города Кутна Гора. Здесь в 1142 году, по приглашению благородного дворянина Мирослава и с согласия франкского короля, двенадцать цистерианских монахов основали своё аббатство. Вскоре благочестивые монахи, специализирующиеся на горном предпринимательстве, обнаружили в окрестностях богатые залежи серебра и стали разрабатывать рудники. Благодаря серебру небольшой провинциальный городок вскоре стал вторым после Праги центром культурной, политической и хозяйственной жизни Богемии.
Кутна Гора, а вместе с ней и цистерианское аббатство, обрастали горняцкими посёлками, население увеличивалось. Согласно традиции, к числу обязанностей монастыря относилось захоронение умерших. Аббатство обзавелось обширной кладбищенской территорией, на которой хоронили горнодобытчиков и членов их семей.
В 1278 году богемский король Пршемысл направил настоятеля аббатства Индржиха с дипломатической миссией в Иерусалим. Из своего путешествия аббат привёз немного земли, которую взял на Голгофе на месте распятия Христа. Привезенную горсть он рассыпал по территории кладбища, чем освятил её и сделал частью Святой Земли. Быть похороненным в Святой Земле для истинно верующих христиан считалось весьма почётным. Поэтому дворяне и знать из самых разных концов Богемии и прилегающих государств везли хоронить своих умерших в Седлецкий монастырь. Вскоре территории кладбища стало катастрофически не хватать, а желающих быть на нём похороненными становилось всё больше.

Эпидемия чумы 1318 года значительно расширила кладбище Седлецкого аббатства. За год здесь было похоронено около 30 тысяч человек. В начале 14 века было принято решение извлекать из земли старые захоронения, дабы освободить место под новые. В качестве усыпальницы для вырытых останков в центре кладбища воздвигли костёл Всех Святых. Верхняя часть его служила часовней, а нижняя оссуарием.

Сначала Кости были сложены в шесть больших пирамид. Со временем из-за войн, упадка экономики (серебряные рудники истощились) и разрухи аккуратно сложенные пирамиды превратились в хаотическое нагромождение костей.

В 1784 году территорию закрытого монастыря вместе с костехранилищем выкупила семья Шварценбергов. Новые хозяева восстановили и перестроили костницу. В 1870 году они наняли мастера резьбы по дереву Франтишека Ринга и дали ему задание привести в порядок образовавшееся нагромождение костей. Ринг привлёк к работе членов своей семьи. В результате трёх лет реконструкции костница приобрела тот вид, который мы сейчас можем наблюдать.
В верхней части часовни находится экспозиция цистерианского ордена. В нижней, погруженной на 2/3 своей высоты в землю, и размещено это уникальное собрание человеческих костей. Из них сделано всё убранство: алтарь, дароносицы, канделябры. Ими украшены колонны, карнизы, арки, подсвечники. При чём не просто увешаны, а именно украшены, подобраны в определённом порядке с учётом размера, формы, длины. Каждая косточка и каждый череп являются деталями сложного замысловатого орнамента. Умело установленная подсветка усиливает произведённый эффект.
В самом центре нефа висит колоссального размера шестирожковая люстра, составленная абсолютно из всех деталей человеческого скелета. На почётном месте, справа от распятия, на стене висит собранный из костей герб дома Шварценбергов с королевской короной и изображением ворона, клюющего отрубленную голову побеждённого турка. По другую сторону на подставке высится гигантский бокал.

Трудно сказать, что вызывает большее потрясение: герб, люстра, гирлянды, подпись мастера Ринта или четыре выстроенные в углах помещения пирамиды, в каждой из которых сложены останки около 7 тысяч человек. Всего же в Седлецком оссуарии насчитываются останки около 40 тысяч мужчин, женщин и детей. Поразительный талант скульптора и его невероятная фантазия сотворили из черепа — атрибута смерти и разрушения – философию гармонии, жизни и красоты.

Костница в наше время вызывает бурные дискуссии по поводу уместности подобного использования человеческих костей. Приверженцы христианских догматов находят его неприемлемым и ратуют за погребение останков. Люди непредвзятые и видящие в первую очередь художественную ценность находят в этих костяных скульптурах определённый смысл. Но в любом случае те, кто один раз воочию увидели этот шедевр человеческой мысли, стали по-иному относиться к смерти.

Расскажите о нас своим друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс



Комментирование закрыто.

Помощь в Чехии
Консультирование и рекомендации по вопросам обучения в средних и высших образовательных учреждениях Чехии!

Объявления

Видео

Избранное видео

Twitter

Наш микроблог на Twitter

Счетчик

Статистика сайта
Рейтинг блогов